Итоги первой части сезона в беседе с пресс-службой клуба подвел главный тренер команды Александр Ирхин:
- Александр Сергеевич, расскажите, если сравнивать состояние команды в начале первенства и перед наступлением зимней паузы, что вы можете отметить?
- Поскольку мой приход совпал не с самым лучшим турнирным положением красно-черных, на первый план выходило общекомандное психологическое состояние. Необходимо было понять, насколько ребята готовы были выходить из этой ямы, биться, чтобы исправить ситуацию – это было наиболее важным фактором. И надо отдать футболистам должное, они, несмотря на, мягко говоря, не самый удачный результат матча в Оренбурге, руки не опустили. И ситуацию, пусть и локально, выправить удалось.
За это время, даже если брать в расчет два поражения кряду, которые у нас были от «Олимпийца» и «Крыльев», мы не опускались в нижнюю пятерку команд. Да, пусть и минимальный, но задел очковый на будущее создали. Это, считаю, наша основная заслуга – команды и тренерского штаба.
С точки же зрения тактических наработок и игровых оценивать сложно. Все потому, что нам практически ни разу не удалось провести хотя бы двух игр подряд с одной и той же средней линией – из нее постоянно кто-то да выпадал.
Два с лишним месяца не играл Денис Талалай. С травмой выходил, и в конце концов усугубил ее, Николай Тюнин. У Максима Батова было очень серьезное повреждение – перелом ребра. К моему приходу в команду уже более месяца лечился и даже еще не тренировался Александр Радченко, не мог играть Максим Яковлев. Так что ряд игроков, которые по своему потенциалу, в первую очередь, технико-тактическому, могли бы выходить на поле в основном составе, функционально не был готов. Либо, как я уже и сказал, выбывали на длительный срок.
Потом какое-то время был травмирован Вячеслав Исупов. По дисквалификациям из-за перебора карточек, причем, как правило, в самых ключевых играх, не могли принимать участия основные игроки. Как те же Алексей Шумских или Никита Лапин, Кирилл Заика и Николай Тюнин. Илья Кузьмичев опять же из-за травмы игры пропускал. Поэтому нестабильность состава не дала возможности выйти на более высокий игровой уровень и, возможно, набрать большее количество очков. Такова футбольная жизнь.
Одним словом, так получилось, что играли мы в основном за счет морально-волевых качеств, и по ходу сезона я об этом особо не говорил. Так что если все это учесть и дать оценку промежуточную, то можно поставить нам что-то среднее между «хорошо» и «удовлетворительно». Ну а с точки зрения самоотдачи и желания, конечно, отметка будет близка к «отлично».
Что же касается игры, то тут я даже не буду говорить о комбинационной игре, а скажу об ошибках, которые мы допускали. Особенно при стандартных положениях, с которых нам часто забивали. Это, конечно, безусловный минус. Но это тоже можно объяснить: из-за кадровых наших проблем и тут возникали сложности. В команде есть ответственные за исполнение стандартов, а сегодня у нас один играет, завтра – другой. Стабильности не было, поэтому каждый раз действовали разные люди и как итог мы допускали ошибки.
- Что скажете о тех футболистах, которые пополнили команду летом? Им удалось выйти на какой-то более высокий уровень?
- Что касается новых игроков, то я не могу сказать, вышли ли они на свой оптимальный уровень, поскольку их до этого по работе совместной не знал. Но хочу сказать, что настойчивость, напористость и таранно-пробивные качества того же Радченко нам помогли. Просто парень форсировано набирал форму. То есть ему бы еще минут по 20-30 играть, а мы были вынуждены его оставлять на гораздо большее время.
Считаю, что созидательную командную игру усилил Яковлев. Умный футболист. Возможно, пока ему не хватало каких-то атлетических качеств, но умение правильно принять решение, правильно исполнить позволяет ему увеличить наш потенциал.
- На поле достаточно часто появляются молодые футболисты, воспитанники СШОР. Что можете сказать о них?
- Если говорить о молодых игроках, то я считаю, что когда они появляются на поле, пусть и не в стартовом составе, они придают команде какую-то свежесть, азартность. Можно даже сказать, непосредственность. Все потому, что их основная мотивация – пробиться в основной состав, играть на более высоком уровне. У них еще нет какой-то практической меркантильной заинтересованности. Они играют в футбол ради футбола.
Если же говорить о конкретно нашей молодежи – Камране Алиеве и Максиме Пичугине, которые выходили на поле, то, конечно, им предстоит еще долгий путь к тому, чтобы стать полноценными игроками не только нынешних «Химок», но и вообще добротной команды первого дивизиона. Я все-таки надеюсь, что рано или поздно мы тоже будем в числе тех команд, которые борются за верхние строчки турнирной таблицы, но все же и ребятам тоже нужно работать и работать. Сейчас же это пока еще все-таки аванс.
Но нельзя не отметить и того, что у нас не было такого, что кто-то из них выходил и команда теряла свой потенциал игровой из-за того, что этот футболист «выпадал». А если мы вспомним игру в Воронеже, то Пичугин и вовсе хорошую голевую передачу сделал. Да и в целом ряде других игр. Тот же Алиев, хоть он и реже выходил на поле, обострял нашу атаку. Это и ценно. Ну а что будет в весенней части, будем смотреть.
- Есть ли у тренерского штаба команды кто-то на карандаше в «Химках-М»? Хотя бы для привлечения к тренировкам с основой.
- Сейчас в нашем молодежном составе нет тех игроков, которые через месяц-другой могли бы претендовать хотя бы на выход на замену. Что же касается тренировок, то брать ребят только для количества необходимости нет. Тем более это могло бы их поколебать морально, если бы мы сначала пригласили, а потом перестали это делать. Но нужно отметить, что мы знаем о потенциале тех, кто в нашей молодежной команде и, со слов ее тренера Владимира Богданавичуса, несколько ребят интересных есть. Но и им нужны несколько месяцев хорошей подготовки, чтобы они начали представлять интерес для первой команды.
- Футболисты основного состава отправились в отпуск с планом подготовки на руках?
- Да, с наступлением отпуска все футболисты получили индивидуальные планы подготовки. Но здесь все равно большая часть работы зависит от самосознания человека и от понимания не только того, что нужно выполнять указания тренерского штаба, но и от того, что эти планы рассчитаны на твое повышение мастерства и улучшение формы. Чтобы потом было проще включиться в тренировочный процесс после достаточно длительного отпуска. Ну и чтобы был рост мастерства и подготовленности, чтобы ты был на ступеньку выше, чем год назад.
- Многие ваши коллеги по лиге отмечали, что «Химки» - играющая команда. Согласитесь с этим?
- Странно было бы не согласиться, когда говорят такие приятные слова. Но как бы там ни было, порядок бьет класс. Я уже отметил высокие морально-волевые качества нашей команды, а количество всегда переходит в качество. Просто так бегать и врубаться в единоборства – этого мало. Естественно, когда ты выигрываешь единоборства, то владеешь мячом и получаешь возможность что-то создать, разыграть и так далее. И здесь у нас непочатый край работы. Пока не удалось достичь нужных кондиций и чего-то наигранного. Точнее, именно того, чего бы нам хотелось. Даже исходя из потенциала тех игроков, которые в нашем распоряжении есть.
И все равно команда, на мой взгляд, могла бы быть на более высоком уровне. Возможно, что-то было не так и со стороны построения тренировочного процесса, но это уже тема для анализа и правильных выводов, а также нового планирования. Но мне хотелось бы думать, что мы все равно пытались играть футбол, а не в то, что называется «бей, беги, окружай ворота».
- Чего ожидаете от второй части сезона?
- От весенней части первенства я жду более качественной игры. Естественно, и более высокого места в таблице. Но говорить как-то более конкретно сейчас сложно. Во-первых, в силу объективных причин у нас еще даже не сверстаны планы подготовительного периода. Во-вторых, я не исключаю каких-то изменений в составе, а они могут быть как в сторону усиления, так и в сторону ослабления, если кто-то получит серьезное предложение. Так что пока строить планы нелегко, но я все равно жду продвижения вперед.